Расторжение брака по инициативе жены

автор: Шамиль Аляутдинов

Мы с мужем ровесники, прожили в законном браке (загс и шариат) 23 года. Сейчас он решил взять второй женой мою подругу. Я не хочу этого, предлагаю развестись, при этом ничего не требую: ни денег, ни материальных вещей, ничего! Только прошу развестись спокойно, без скандалов, а дальше пусть хоть женится на десятерых. Но он не дает согласия на развод.

Я всегда чтила его честь, мужское достоинство. Не осуждаю его за данный поступок, он ее любит, она моложе меня. Как правильно оформить развод (получить от него согласие на развод) по законам Ислама? При этом хочу сохранить его достойное лицо перед детьми. Возможен ли развод без его согласия? Л., 48 лет.

Расторжение брака по инициативе жены

Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»

. То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самым ненавистным пред Богом, но разрешенным (дозволенным) является развод [в случае категорической несовместимости супругов или невыносимого совместного проживания]»

.

О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:

(1) «Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить заповеди Всевышнего [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально

]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то

[освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если он был отсрочен) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

(2) «…И не чините [о мужья] препятствия [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений], кроме как в случае, когда жена совершит явно непристойный, развратный поступок [прелюбодеяние].

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что муж имеет право мыть тело покойной жены. Опираясь на суждение по аналогии, можно утверждать, что жена также имеет право мыть тело покойного мужа. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали сообщение о том, что Асма бинт ‘Умейс рассказывала, что она вместе с ‘Али ибн Абу Талибом мыла тело покойной Фатимы. Аль-Албани назвал это сообщение хорошим. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, с. 162.

Брачная жизнь диктует взаимные права и обязательства и для мужа, и для жены. Муж считается ответственным за содержание (нафака) своей жены и детей независимо от того, является его жена бедной или богатой. Но если жена – работающая женщина, она берет на себя расходы, связанные с ее работой, такие как проезд, рабочая одежда и т.д.

Само собой разумеется, что зарплата работающей жены не может быть полностью в ее распоряжении, поскольку ее работа так или иначе ущемляет права ее мужа. Поэтому мы советуем работающей жене консультироваться с мужем по поводу того, как потратить ее зарплату, чтобы сохранить нормальные супружеские отношения. Однако работающей жене разрешено тратить часть ее зарплаты, не спрашивая разрешения мужа, но в умеренных пределах. Она также может тратить свои деньги на детей и домашнее хозяйство.

Помните, что в отличие от законной жены по закону вы не имеете прав на половину имущества – вам придется доказывать свои права в суде. Поэтому стоит так аккуратно относиться ко всем подтверждающим документам. Чем больше у вас будет  письменных доказательств, тем легче вам будет доказать в суде свои права. Очень важным моментом для суда будут ваши документы о том, что в процессе совместного проживания вы работали и совместно содержали вашу семью.

— если жена не согласна на развод, то она имеет право высказать свое пожелание. И в связи с этим супругам будет предоставлено время для примирения;

То же самое мы находим в «Фатава Татархания»:

Однажды я хотела потребовать развод, но у него началась истерика. Моя мама сказала, что лучше не давить, иначе это будет большим грехом. Он со мной никогда не ругался, не повышал голос, не бил, он очень хороший, но я его не люблю! Я не хочу вселять в него пустые надежды и врать, что все наладится… Я-то этого не хочу.

Хотя если я разведусь, вряд ли моя мать согласится с новым браком так быстро. А выйти за того я уже решила и не передумаю. Что мне делать, чтоб Аллах не наказал? И что сказать матери? Лейла.

Верните ему свадебный подарок (махр), получите от него один развод («ты разведена», «я развелся с тобой»), выждите месяц (один полный менструальный цикл) и выходите замуж за другого, причем так: присутствие свидетелей с его и с вашей стороны, родителей и официальная регистрация брака.

Я вышла замуж, можно сказать, под напором всех, из-за возраста. Замужем около года, причем изначально я сомневалась в этом человеке. Еще до нашей совместной жизни (знала я его лет 6) он обещал выучить намаз, итого 7 лет обещаний. Обещание не выполнено, и каждый раз, когда задаю ему этот вопрос, он переносит на следующий раз. Веры в него у меня уже не осталось. Чуть ли не каждый день он выпивает, говоря о том, что не пить он не может, т. к. его не поймут люди, поэтому он обязан. Из-за этого по нескольку суток его не вижу, потом приходит под утро выпивший. А о супружеском долге я и забыла, это происходит раз в месяц в лучшем случае. Имею ли я право стать инициатором развода (я знаю, что женщина не вкусит запах Рая, если она инициатор). Переделать этого человека не получается, да и у меня уже к нему ничего нет. И.

Разводитесь и забудьте о нем.

Муж бьет жену по голове без причины (последний раз даже попала в больницу), после чего жена становится инициатором развода. Муж клянется Богом, что весной разведется, но развод весной не дает.

Хотя клялся Аллахом, что даст развод, после чего поклялся, что не будет бить, но после этого продолжает избивать, хотя и не так жестоко. Когда я напоминаю о его обещании не бить, он говорит: «Ты забыла, как я тебя раньше бил». Вопрос: если он клялся Аллахом, вправе я требовать развод или мы уже считаем разведенными? Лейла, 30 лет.

Может, вашему мужу нужна помощь психотерапевта?

Разведенной вы еще не являетесь. Вы имеете полное право развестись. Нарушенную клятву ему необходимо будет искупить, что касается его лично, но не вас.

Если он не дает развода и у вас есть регистрация в загсе, тогда подавайте заявление на развод, проходите все необходимые процедуры. В случае тирании мужа по отношению к жене она имеет полное право обратиться в органы власти, которые защитят ее права. Поймите, женщина в Исламе не является безвольным существом. Получив развод, забирайте половину нажитого сообща имущества, как положено по закону, и ответно «постучите» ему по голове (образно).

Сразу после родов я потребовала развод у мужа из-за безвыходного положения. Не смогла терпеть побои и удушье, он бил меня даже во время беременности, а ребенок умер из-за преждевременных родов. И вот я уже третий месяц разведена. Хотела бы знать: большой ли грех я взяла на себя, потребовав развод у мужа в такой ситуации? И может ли муж развестись с женой из-за того, что она родила мертвого ребенка? М.

В такой ситуации на вас нет греха, грех лишь только на нем. Тираны и притеснители — одна из самых ненавистных категорий людей пред Богом, о чем многократно говорится в Священном Коране.